top of page

5ru Нассо, природа и ромская махала пять лет спустя

Фото автора: Yora ATANASOVAYora ATANASOVA

Обновлено: 2 сент. 2022 г.





Дарить 5 лев через ePay


 Нассо услышал шум со стороны хозяйственных построек дачного участка.  Он повернулся, сделал несколько шагов и увидел молодого, смуглого мужчину, откинувшего какие-то деревянные доски из пристройки.  С том же ромом они оказались вместе в этом заброшенном месте в прошлый раз, когда Нассо пришел осмотреть виллу.

 - Привет!  Как дела?  - Банально подхватил разговор Нассо.  Мужчина тоже поздоровался.

 - Ты снова собираешь для костра?

 Махленец кивнул и продолжил осматривать пристройку для чего-то еще интересного.  Он в прошлый раз сказал ему, что собирает вещи для костра.  Это было одним из двух наиболее естественных объяснений в этой дачной зоне. Она была расположенной в горной, лесистой местности ниже границы Национального парка "Центральный Балкан", а также недалеко от городского поселения цыган Махала.  Нассо знал, однако, что махленец пришел для чего-то другого, потому что он несколько раз видел, как он заканчивал постройку для своей лошади в верхней части ромской махалы, в одном огороженном проволочной сеткой куске земли над оврагом.  Здание было сделано из импровизированных материалов, таких как здесь: жестяные листы, фанера, доски... Его знакомый явно не был из богатых ром, но и не был похож на нуждающегося в еде, мелочах для быта или что-то, что можно было продать. Он был довольно молод и симпатичен, с весьма интеллигентной внешностью. Строен и опрятен, с коротким подбородком, чисто одет.  У Нассо не раз были причины задаваться вопросом, чем питаются махленцы, чтобы они выглядели такими здоровыми и свежими.  Рома, страдающих ожирением, особенно среди молодежи, было мало. А продукты целокупное население покупало в одних и тех же магазинах.  Рома, хотя и жили в домах с дворами и совсем близко к природе, редко выращивали себе пищу.


1bg, 1en, 1ru, 2bg, 2en, 2ru, 3bg, 3en, 3ru, 4bg, 4en, 4ru, 5bg, 5en, 5ru, 6bg, 6en, 6ru, 7bg, 7en, 7ru, 8bg, 8en, 8ru


Что же касается лошади, то Нвссо откровенно завидовал махленцу. Ах, лошади!  Они были частью сохранившейся связи рома с землей — тех из них, кто не жил в больших городах.  Небольшие группы лошадей бродили и паслись по всей окрестности, либо оставленные на свободе или слегка ограниченные в движении веревкой на передних ногах. Местные жители, вероятно, использовали их в основном для перевозки поваленных деревьев. Как транспортное средство в горах, лошади были экологически чистыми, экономичными и обеспечивали независимость. Дети и молодежь играли с лошадьми, запрягали их.  На них ездили молодые ребята, перевозящие деревья.  Делали это, привязывая очищенные от веток стволов к седлам и волоча их по грунтовым дорогам, тропам или прямо по лугам.  Чаще всего это происходило в сумерках.  Группы женщин и детей отдельно возили снятые со стволов ветки на специальных тележках, приспособленных из старых детских колясок.


Нассо пока удавалось защитить от рубки свою поляну, рощу, в которой он сделал свою хижину, и небольшую территорию вокруг них.  "Я живу здесь постоянно и деревья мне тоже нужны - для костра и для строительства", - сказал он однажды, когда его попросили, а точнее заявили о своем намерении "очистить" его территорию.  Две большие собаки Нассо очень помогали ему в защите его деревьев.  Когда его там не было, собаки несли вахту, привязанные к двум деревьям рядом с хижиной, с самодельными нейлоновыми навесами, чтобы укрыться от дождя или сильного ветра.  В принципе, они жили с ним, внутри.  Собаки поднимали много шума, когда кто-то приближался, будь то махленцы, стадо овец, коров и пастушьих собак или местные жители близкого района.  Район когда-то был деревней, а сейчас частью города.  К территории Нассо примыкала грунтовая дорога, которая вела к фонтану с лучшей горной водой, а ее ответвление - через дачный участок к Махалу и на север города.  Так что пешеходов и машин для загородного участка было довольно много.



Видео + текст:   https://youtu.be/uuYiON6A7XI 


Когда направлялся в местный Кауфланд, Нассо любил проходить по одной из двух больших улиц в ромской Махале, ведущей к главной дороге, проходящей через город  Поначалу махленцы относились к нему с подозрением и следили за каждым его взглядом на дома и дворы.  Но постепенно они перестали обращать на него особое внимание.  Махала была по-особому примечательной.  Она отличалось от стереотипа о цыганском гетто.  Там жили почти одни цыгане, за исключением первых двух-трех рядов домов и блоков.  Нассо слышал, как риэлтор говорит, что Рома всегда поселяется  рядом с лучшими пейзажами.  Многие из домов в  Махале были большие, как кооперативы, с двумя или тремя этажами, и построены по современным стандартам.  Дома в верхней части Махалы были маленькими и скромными, но также соответствовали сегодняшним вкусам.  В сумерках, светящиеся окна открывали довольно приятную обстановку внутри.  Совсем немногие из домов выглядели ветхими и неухоженными.  Люди в Махале явно жили хорошо.  Нассо слышал, что это в основном из-за отправленных денег от родственников, проживающих за рубежом.  Были и махленцы, работавшие на крупных предприятиях города.  В конце рабочего дня из молокоперерабатывающей компании, расположенной совсем рядом с Махалой,, выходили почти одни рома.  Среди махленцев  было и немало строителей. Несколько фермеров-рома владели стадами овец и коров.  Пастухи в окрестностях были почти только рома.


Махала бурлила жизнью.  Многие дети и молодые люди играли и веселились на улицах.  Вообще, махленцы  проводили много времени на улице, в общем пространстве. Дворы были довольно открыты для сообщества.  В отличие от кварталов с этническими болгарами, с их прочными заборами или высокими стенами, полностью скрывающими двор.  В одной из четырех городских начальных школ, расположенной ближе к Махале, учились только ромские дети.  Эта этническая сегрегация, явно устраивала всех, потому что протестов не было.  Из домов Махалы громкая музыка часто озвучивала довольно большое пространство - с чальга песнями на болгарском, цыганском или турецком языках.  Нассо несколько раз смотрел на улице, среди толпы махленцев, свадебных хоро-танцев, возглавляемых красивыми молодоженами.  Когда какой-то дом устраивал праздник, Нассо понимал об этом и по еде и напиткам в руках едва ли не каждого встречающегося на улице, наряду с громкой музыкой, ярким освещением и толпе во дворе. Градус настроения таких торжеств поднимался профессиональным ведущим-диджеем.

Что касается чальга музыки, она звучала также из болгарских вилл и домов, когда праздновали, вместе с болгарским фольклором  модернизированной аранжировки и исполнении. Среди популярных исполнителей чальги было немало рома, которые пели на обоих языках.  Нассо связывал чальгу с ромской музыкой, хотя сам предпочитал аутентичный цыганский фольклор и аутентичную народную музыку в целом.  Молодая, первичная, яркая и растущая как доля общего населения ромская этническая группа уже значительно повлияла на болгарскую поп-культуру.  Тенденция к такому влиянию казалась устойчивой.


Махленец в заброшенной вилле вырвал еще две доски из пристройки и добавил их к куче материала на земле.  Нассо не смог сдержаться и выразил вслух свои мысли:

 - Жаль, что все-таки рушится. А вдруг хозяева, старые или новые, захотят пользоваться пристройками?

 Мужчина пожал плечами, выражая равнодушие.  Сам он не задавал вопросов и вел себя, как будто встреча двух человек таким образом, в совершенно чужом имении, была самой естественной вещью в мире. Нассо почувствовал необходимость оправдать свое собственное присутствие здесь: .

 - Я узнал от соседей, где живет пожилая хозяйка и на днях пойду к ней расспросить об использовании виллы.

 Махленец посмотрел на него, как бы желая понять,, вкладывает ли он какой-либо подтекст в эту информацию.

 - У меня есть участок земли вон там, недалеко от фонтана, и я живу там.  Но сейчас я ищу виллу для использования, с электричеством, - добавил Нассо.  - Потому что я работаю в Интернете, даю уроки английского языка, и мне нужно где-то заряжать свои устройства.  У меня дома нет электричества.  Ну и из-за пандемии вчера закрыли городскую библиотеку и всех кафе.  А люди забились в свои дома, словно в крепости, и боятся подпускать к себе кого-либо... Но здесь, похоже, нет электричества. Отрезанно, как вижу. 

 - Электричество есть, - вставил мужчина.  - Здесь некоторое время жил один из Махалы, и он также пользовался виллой.  У него было электричество.

 - Может и было, но вот где сейчас торчат отрезанные провода.

 - Они торчат только на нижнем этаже и из пристроек.  А в комнатке на втором этаже может и есть.  Вот они, провода - от электрического столба до счетчика на террасе.  Они выглядят нормально.

 - Ты думаешь?  Ну хорошо, спасибо за помощь.  Я проверю, когда приду в следующий раз.  А теперь пойду домой, уже темнеет.  Спокойной ночи.

- Спокойной ночи и тебе тоже!



Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page